Виктор Бронштейн

Виктор Бронштейн - известный писатель, поэт, предприниматель. Автор четырёх сборников стихов, член Союза писателей России и Союза художников России. Основатель и руководитель самой большой за Уралом частной художественной галереи. В 2015 году в издательстве «Вече» выйдут две книги Виктора Бронштейна - «МАЯТНИК БИЗНЕСА. Между орденом и тюрьмой» и «ЛАБИРИНТЫ СУДЬБЫ. Между душой и бизнесом». Пожалуй, впервые в отечественной литературе автор рассказывает о скрытых сторонах бизнеса с авантюрами, риском, взятками, предательством, с опасностями, а так же с душевными переживаниями, депрессиями, но, конечно же, и с любовью, и с поэзией.

Тупик для фантазии

Если речь идёт о быстром поиске информации: дат, событий, новостей, – конечно, удобнее Интернет. Если же речь идёт о художественном произведении или серьёзной научной работе, на мой взгляд, нужна только живая книга.

Мир оформления книг разнообразен и часто одушевлён художником. Полиграфия – это уже искусство. Осязание книги, как и любого предмета, по восточным учениям, очень важно. Не случайно есть отдельные провидцы, которые, взяв в руки книгу или письмо, могут рассказать их содержание. Обычный человек лишён такой способности, но я не могу избавиться от ощущения, что осязание книги, особенно старой, помогает её освоить. Старая книга имеет мистическое значение – её держали и осмысливали единомышленники, радовались и страдали, делали пометки. Не случайно антикварные книги стоят огромные деньги, они для меня в чём- то сродни намоленной иконе и уже этим отличаются от бездушного импортного, устаревающего каждые несколько лет экрана…

И фонограмма – музыка, да только не та, не живая. Язык не обманешь: неживая значит мёртвая. Так и с книгой на экране. Она содержательна, но мертва.

Важен и сам ритуал поиска, иногда долгого, и покупки книги. В наше время жгли в ночных очередях костры, чтобы принять участие в лотерее, дающей шанс стать обладателем желанной подписки на собрание сочинений родного классика. Это сродни мучительному ожиданию письма.

Какие тайны души открываются в это время, какая «слюна» для «переваривания» чужих судеб и чувств выделяется в мозговой сфере? Мы не знаем. Но что-то важное происходило, вожделенная книга завораживала, и от неё было намного трудней оторваться.

Даже дети подтверждают, что информация, которую они мучительно отыскивают в энциклопедии, запоминается надолго, в отличие от мгновенно выдернутой из интернет-сети. Не безобидны и компьютерные игры. Сделаны они так же хитро, как пепси, кола и наркотики. Затягивают так, что не выбраться. И время в виртуальном мире, как по Эйнштейну или по прозорливым русским сказкам, течёт с другой скоростью. В одной русской народной сказке провалился мужик в склеп и был вроде бы недолго, а выбрался на поверхность и понял, что уже лет сто как прошло, идёт и всё ему незнакомо. Так и с современниками. Оторвался от игр, глядь, а детство и молодость уже пролетели. И не до семьи и не до карьеры переросткам, оставшимся в своём личностном развитии на уровне подростков. Для многих и сама жизнь становится виртуальной.

Не сегодня возникла эта ситуация, думали о ней и эмоционально переживали её уже многие и многие родители. И ещё в конце прошлого десятилетия я как отец выплеснул свои опасения в стихотворении «Перегрузка»:

В Сети всемирной молодёжь

Слезу не выкажет берёзке.

Ссудивши души под грабёж,

Мы стали вечные подростки.

В Инете мудрость не скачать,

С живым цветком не повстречаться,

Тень состраданья не сыскать,

И всё трудней рвёт сети мать,

Чтоб грудью к первенцу прижаться.

Опасность современных компьютерных игр ещё и в том, что они уничтожают образное мышление, чахнет без него правое полушарие. Живёт такой человек одной только левой, чисто конкретной логической половиной мозга. Но, как сказал И.В. Гёте: «Всё сущее не делится на разум без остатка». Творчество и неразрывно связанная с ним интуиция – прерогатива не одной только логики.

Ещё со своего детства помню я оскорбительное слово «полоумный». По этимологическому толкованию, оно образовано соединением слов «полый» и «ум», то есть полоумный – это человек, имеющий пустой ум. Однако случайной ли является распространённая описка «полуумный» – то есть имеющий половину ума? Язык ведь развивается, отражая действительность, и как бы эта описка-намёк не стала нормой для характеристики современного поколения с одним развитым полушарием!

Большой простор для фантазии давал ранее «нецивилизованный» городской ландшафт. Это и заросшие травой и кустарником пустыри с оврагами, и бесконечное разнообразие деревянной застройки: не похожие один на другой, со своими мирами, дома, окружённые дровяниками, чуланами, кладовка- ми, – своим неповторимым колоритом до сих пор питают творчество лучших иркутских живописцев.

Немудрёные игрушки, карандаши, пластилин, а иногда и глина занимали огромное безэлектронное пространство в жизни детей. Как нас волновали непредсказуемостью преображений белые листы бумаги!

А какого рода волнения может испытывать ребёнок, сидящий перед монитором, пространство которого заполняют корысти ради чужие дяди и тёти, причём совершенно конкретным внешним, по отношению к тебе, чужим изображением супермашин и суперлюдей, в одеждах и без, с боями и гонками, эротикой и даже сексом?

Лист бумаги ребёнок заполнял сам, оживляя своей фантазией, рисунками, а часто и просто каракулями.

Впрочем, каракулями это было для взрослых, разучившихся разгадывать тайны. Для детей же в линиях и цветовых пятнах могли скрываться и сражение на поле брани, и джунгли, и состязания, и образы любимых героев и зверей. Не из такого ли, непонятного и таинственного детского творчества вырос, собственно, и Золотой, и Серебряный век нашей литературы и живописи?

А кого, кроме биржевых игроков, даст компьютерный век? Большой вопрос. Об утраченном пространстве для развития фантазии писал Геннадий Гайда ещё в предкомпьютерные годы:

Ветер хлопает уличной дверью

и подъездом гуляет всю ночь.

Нелегко городскому безверию,

а в бессонницу просто невмочь…

Ляжешь поздно – поднимешься рано –

всё-то непогодь зло веселится.

А в дому ни шестка, ни чулана,

где бы мог домовой поселиться,

где бы сказка могла завестись…

– Ты о чём это, милый? Окстись!

Эра новых свершений грядёт,

сказку мы воплотим… А покуда

зло юродствующий анекдот

заменяет и сказку, и чудо.

Свой почерк

0

Личность подобна морю, наполняющемуся разными реками и ручейками. Как у каждого моря или озера различается состав воды в зависимости от главных рек, его питающих, так и у каждого человека есть (скоро, возможно, придётся говорить «был») свой почерк. Специалисты-графологи используют анализ написанного от руки текста в качестве инструмента психодиагностики человека, по почерку они могут нарисовать полный психологический портрет личности, дать исчерпывающую характеристику его наклонностей и характера. Свой почерк имеет даже печатание на пишущей машинке. О многом говорит и сила, и угол удара, и скорость печати. Компьютер же в этом плане и глух и нем.

В мире всё взаимосвязано. Связь всегда и прямая, и обратная. Думаю, что отработка почерка в детстве в немалой степени формировала и характер подрастающего человека, который как минимум был более упорный. Ярче выражалась и индивидуальность ребёнка. Неоспорима польза для психики детей и их развития мелкой моторики, связанной с письмом. Тыканье в клавиши компьютера сопровождается примитивными движениями. Письмо же ручкой, особенно не шариковой, а перьевой, как в нашем детстве, – это совсем другое дело.

Мы старательно выводили вначале даже не сами буквы, а отдельные завитки, чередуя толстые и волосяные линии, при этом всё время предохранялись от клякс, обмакивая плавными осторожными движениями ручку в чернильницу, оценивая на глазок объём капли в овале пёрышка, и не менее плавно опускали кончик пера на поверхность листа, регулируя толщину линий силой нежного нажима. Да ещё двигали напрочь забытую сегодня промокашку, держа влажную от старания руку на ней, а не на странице тетради.

Насколько эта техника письма сложней и разнообразней в сравнении с писанием шариковой ручкой, не говоря о компьютерной клавиатуре!

Скоро такую экзотическую технику, наверное, будет прописывать психотерапевт для лечения закомпьютеренных детей.

Старательное письмо закреплялось в школе и уроками чистописания. Принцип этого урока был «ленинский»: лучше меньше, да лучше. То есть практически это были уроки почти художественной каллиграфии. У нас, например, в классе шло соревнование в красоте написания слов. Лучшие работы демонстрировались на родительском собрании, наряду с лучшими рисунками. Это ли не творческий процесс?

Продолжением этой тонкой работы являлись, в общем-то, все уроки дошариковой эпохи и в школе, и в институте.

Дошариковой я назвал эпоху перьевых ручек с чернильницей или с чернилами внутри ручки для старших детей. И тут же ассоциативно представилась страшная эпоха Шариковых по Булгакову. Спаси нас, Господи, от их нашествия! Жаль, что признаки приближения этой эпохи становятся всё отчётливее.

Но и во взрослом возрасте письмо ручкой, пусть и шариковой, отличается от бездушного компьютерописания. По почерку можно определить настроение близкого человека, его самочувствие, да и отношение к адресату. Не забуду, как обиделась одна моя знакомая, когда в открытке я наспех, некрасиво написал её имя. Особенно неудачной, какой-то хромой была заглавная буква. С тех пор при написании имён я всегда вспоминаю уроки чистописания, чтобы открытка или надпись на книге не вызывали обратного эффекта…

И, я надеюсь, не одному мне некоторые письма на бумаге хочется хранить вечно, в отличие от компьютерно-эсэмэсных посланий. Да что далеко ходить: какие деньги выкладывают на аукционах за автографы великих людей, и вряд ли кто-то заплатит хоть цент за страничку, набранную на клавиатуре!

Для чего мы Господу?

Тысячи лет пытливые умы бьются над извечными вопросами бытия: кто мы, откуда, куда идём, а главное, для чего мы призваны Богом к грешной, но прекрасной жизни? В разгадке этих вопросов практическая наука за все века почти не продвинулась вперёд, лишь периодически подтверждая воззрения философов и поэтов всех времён. Вспомним хотя бы стихотворение Дмитрия Мережковского «Двойная бездна»:

Не плачь о неземной отчизне

И помни, – более того,

Что есть в твоей мгновенной жизни,

Не будет в смерти ничего.

И жизнь, как смерть, необычайна…

Есть в мире здешнем – мир иной.

И смерть и жизнь – родные бездны;

Они подобны и равны,

Друг другу чужды и любезны,

Одна в другой отражены.

Одна другую углубляет,

Как зеркало, а человек

Их съединяет, разделяет

Своею волею навек…

Даже для современной науки оказалась совершенно неразрешимой, например, загадка происхождения живой клетки – основы всего биологического разнообразия. Так, академик Вернадский из всех теорий возникновения жизни на Земле признавал существенными три, одна из которых – самая модная ныне: жизнь занесена на нашу планету извне, при этом в принципе неважно, метеоритами, кометами или потоком фотонов (но научных подтверждений этой гипотезе нет, как нет и ответа о происхождении живой клетки в космосе). Однако поддерживал он гипотезу о том, что жизнь возникла вместе с самой Землёй, а не сформировалась позже в земных же условиях (третья из признаваемых им теорий), – в этом плане его прозорливость подтверждают современные глубоководные исследования… Очень интересная тема, но в ней вряд ли найдётся место душе и интеллекту. Думаю, что об их происхождении мы знаем ещё меньше, чем о тайнах живой клетки. Нас всё время волнует: умирает ли душа вместе с телом?

В попытках обнаружить душу исследователи даже проводили взвешивание умирающих и обнаружили, что в момент кончины тело становится чуть легче, словно нечто прозрачно- воздушное и неуловимое покидает его. Известны свидетельства людей, переживших клиническую смерть: они как бы со стороны видели то, что с ними происходило. Христианские богословы объясняют это просто: со смертью человека душа исходит из тела и до перемещения в духовные сферы видит всё, что происходит в привычном пространстве.

Сложно верить в подлинность картин рая, ада, мытарств, Страшного суда, восстания из мёртвых, уход на небеса Ильи- пророка не только в живом теле, но и на колеснице, запряжён- ной лошадьми… Но в то же время подавляющее большинство крупных учёных не верят и в слепую природу, в бесконечную игру случайностей, создавших вселенную и человека. Мир в том виде, в каком мы его понимаем, невозможен, по их мнению, без Божественного начала.

Как бы то ни было, интеллект человека – самое уникальное явление во всём мироздании. В любом случае его значение и происхождение – космическое. Каково же предназначение интеллекта, а значит, и самого человека? Почему бы и мне не высказать на этот счёт гипотезу.

По-моему, Божественная сверхзадача разума во Вселенной заключается в сохранении очень непросто возникающей жизни, то есть, по сути, живой клетки.

Существование планет, звёзд, да и галактик – конечно. В случае их гибели только с помощью нашего разума есть шанс спасти уникальное Божественное творение – жизнь. Носителями живой жизни может быть как человек, так и живая клетка – бактерия. Возможно, каждая земная бактерия или даже вирус (хотя он и состоит лишь из генетического материала, «одетого» в белковую оболочку, то есть сам по себе размножаться не может, для этого ему нужно прикрепиться к клетке) содержит «программу» не только собственного сохранения и воспроизводства, но и превращения в многоклеточные организмы, а от них через длительные этапы эволюции в носителя разума – в человека! По земным меркам этот путь бесконечно долог, по космическим же – отнюдь.

Если принять за основу, что главная материальная ценность Вселенной – живая клетка, а космическая задача разума – её сохранение в случае гибели планет, то основной Божественной сверхзадачей людей является развитие разума действительно до космических пределов. Данная мысль уже проявлялась у меня в стихотворении «Молитва»:

Господь, отринь Свой Судный день,

От маеты спаси греховной,

Восьмого дня страшна нам тень,

Как камнепад в дороге горной.

Полёт мечты нам сбереги,

Мы разожмём тиски безверья,

Лишь цель великую зажги,

Призвав всех русских в подмастерья.

Мы знаем, как Ты всемогущ!

Но и Тебе ж не просто дался

Мир, где венцом небесных кущ

Адама разум разгорался.

Не обозреть творенья дни,

Там ночь плывёт без звёзд, без солнца,

Не сразу вспыхнули огни

Сквозь мрак из Божьего оконца.

Но жаль, не вечно солнцу жить,

Умчится свет в свой путь спиральный,

Недолго и Земле кружить,

Суля исход для нас печальный.

Господь! Мы слеплены с Тебя,

Позволь нам с вечностью сдружиться.

Ты русских поддержи, любя,

Мы сможем вглубь миров пробиться,

И в дебрях замерших планет

Пройдём, крестясь, дорогой длинной,

И храмов золотистый свет

Зажжём с молитвою всесильной.

Но вернёмся к тому, с чего мы начали. Есть ли надежда на индивидуальное бессмертие? Если душа вечна, как утверждают практически все религии мира, то почему мы ничего не помним из глубокого прошлого и не представляем будущего? Зачем вечной и бессмертной душе нужна живая человеческая плоть?

Можно предположить, что земная жизнь – это как бы процесс записи новой информации, «нагуливания» душой новых впечатлений. В таком случае если «не отключать» память о прожитом душой в вечности, то процесс «записи» новой жизни, возможно, застопорится из-за бесконечности вселенской информации. Система перегрузится. Возможно, что после физической смерти тела душа свободно входит в соприкосновение с вечной памятью и здесь оживает картина не только последней, но и вечной жизни. Если исходить из того, что главное богатство космоса – живая клетка, которая при определённых условиях способна эволюционировать в высокоорганизованные структуры, обладающие разумом, и путешествовать по Вселенной, развивая, обогащая и готовя души к вечной жизни, то это и должно стать предметом исследования учёных третьего тысячелетия. Ведь без ответов на основополагающие вопросы бытия невозможно осмысленное движение вперёд.

Деградация или прогресс?

0

Пожалуй,  каждое  поколение  выстанывает восклицание:

«Ох, какая ужасная пошла молодёжь!» – и только Фаина Раневская с глубоким вздохом добавила: «Но ещё ужасней, что мы к ней не принадлежим».

Может быть, недовольство молодёжью – это своеобразный симптом старости? А может быть, и на самом деле цивилизация уже множество поколений движется к угасанию. И каждое поколение с разочарованием констатирует этот факт, прежде чем отправиться в иные миры. Вот несколько высказываний на эту тему:

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь возьмёт завтра в свои руки бразды правления. Эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».

«Наша молодёжь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру».

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже недалёк».

Эти высказывания принадлежат: первое – древнегреческому поэту Гесиоду, второе – неизвестному вавилонянину  (надпись на глиняном горшке), третье – некоему египетскому жрецу (свиток папируса) – и всем им около трёх-четырёх тысяч лет. А мир, как видим, существует и прогрессирует. Но прогрессирует ли?

В области изобразительного искусства вряд ли в последние века удалось обогнать античных ваятелей и художников эпохи Возрождения с такими бессмертными именами, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Боттичелли и др.

В области литературы, особенно поэзии, ох как далеко нам сегодня и до Золотого, и до Серебряного века – с Пушкиным, Тютчевым и Фетом, а позже с Блоком, Ахматовой, Маяковским, Есениным, Пастернаком.

В области живописи – с Репиным, Перовым, Суриковым, Серовым, Коровиным, Клодом Моне, Ван Гогом – картина также не в пользу сегодняшнего дня.

Казалось бы, зато уж технический прогресс не идёт ни в какое сравнение с предшествующими веками! Но так ли на самом деле и это?

Конечно, открытие электричества, двигателя внутреннего сгорания и расщепление атома до неузнаваемости изменили жизнь человечества. И всё это становится совершеннее с каждым днём.

Но, во-первых, заслуга в этом ничтожно малого слоя профессионалов, а во-вторых, весь так называемый технический прогресс базируется в основном на фундаментальных открытиях прошлых веков. Открытий, равнозначных электричеству, нет уже несколько столетий.

А ведь есть мнение, что на Земле тысячелетия назад использовались совершенно другие виды энергии. Высказываются весьма аргументированные предположения о том, что древние строители пирамид и других внушительных сооружений поднимали каменные блоки весом до нескольких тысяч тонн с помощью либо совершенно незнакомой нам энергии, либо, например, энергии звуковых колебаний, которая входила в резонанс с колебаниями вещества и делала почти невесомыми гигантские строительные элементы.

Предположительно выглядело это так.

Рядом с немыслимо тяжёлым грузом становилось огромное количество трубачей, барабанщиков и певцов мантр. И этому оркестру удавалось спорить с силами гравитации, на много порядков уменьшая вес каменных громад. Да и сами пирамиды, по весьма доказательному, на мой взгляд, мнению ряда учёных, представляют собой не гробницы, а мощнейшие аккумуляторы уже или ещё не ведомой нам космической энергии и мощнейшие астрономические устройства, открывавшие древним тайны вселенной.

Не случайно некоторые космические открытия древности находят подтверждения только сегодня. Владеть бы нам этими тайнами, и весь прогресс шёл бы по другому пути, не такому губительному для экологии планеты, как сегодня. Всё же «музыка» намного экологичнее бессчётного количества выхлопных и дымовых труб, а также плотин с водохранилищами, уничтожающими леса и пахотные земли.

Современным учёным уже удаётся удерживать в потоке ультразвука, лишая полностью веса, крошечные предметы. Но масса их пока измеряется не в тысячах тонн, а в долях грамма, да и размер не превышает двух миллиметров. Может звуковая волна и разрушать – например, стеклянные предметы. Но до достижений тысячелетней давности нам ещё ох как далеко.

Так что, может быть, действительно с какого-то времени, несмотря на так называемый технический прогресс, губящий планету, в ворота человечества стучится деградация?

Чем больше профессиональных и жизненных навыков требуется от человека по строго заданному алгоритму, тем выше вероятность деградации. Взять самое современное и массовое занятие – обработку информации на компьютерах. В то время как Билл Гейтс один и ему подобные производятся природой также в единичных экземплярах, операторов всех мастей, включая и бухгалтеров, и экономистов, и многих менеджеров, и прочих специалистов близкого к ним профиля – десятки, если не сотни миллионов человек, и все они в основном изо дня в день работают по алгоритму большую часть рабочего времени. Может быть, им приходится напрягать извилины в быту, ведь живём мы в окружении самой современной техники? Но беда в том, что и техника, чем далее, тем проще в управлении и всё сводится к нажатию одной или нескольких кнопок. Давно ли большинство автолюбителей поголовно умели смазывать автомобиль и выполнять лично многие виды ремонта? Ныне даже сменить лампочку едут в сервис.

А каким бессчётным количеством профессий владел крестьянин при натуральном хозяйстве, когда и одевались, и кормились, и строились сами: и агроном, и зоотехник, и плотник, и столяр, и метеоролог, да ещё нередко и купец – всё в одном лице! Почти так же широк круг забот, тесно сопряжённых с умственной деятельностью, и в сегодняшней фермерской  семье.

Пусть даже крестьянин не умел читать и писать, сама необходимость выживания требовала от него неимоверных интеллектуальных усилий и огромного количества навыков. Многие к тому же знали наизусть немало песен, молитв и сказаний. Обо всех сторонах жизни деревни очень ярко рассказал Василий Белов в своём блистательном произведении «Лад». Прочитав его, понимаешь, что не случайно лучшие из крестьян нередко пополняли ряды и интеллигенции, и учёных, и дворян.

В наш век компьютеров и Интернета интеллект для выживания, да и для профессии, как это ни странно, требуется всё меньше и меньше.

У меня лично вызывает печаль, что безвозвратно ушла эпоха писем с её многочисленными ритуалами: неторопливым писанием и выправлением написанного, заклеиванием конверта языком, хождением к почтовому ящику и долгим ожиданием ответа. Переписка по электронной почте – менее одушевлённое занятие.

Минус интернет-эпохи в доступности и обилии информации, когда студент очень быстро может найти взгляды различных учёных на любую проблему и скомпилировать их, практически не читая, тем более не переписывая, и – реферат или доклад готов! Такой способ получения информации – без походов в библиотеку, без поиска нужных книг – возможно, губителен для мыслительной деятельности личности: «Человек становится не человеком, а функцией от кнопки, которая находится не в ваших руках. И с этим ничего не поделаешь», – сказал в телевизионной дискуссии на тему «Цифровое поколение думать не научишь» профессор Российского гуманитарного университета Дмитрий Петрович Бак.

Современные юноши считают, что нет никакой разницы, где сказать сокровенное «Я тебя люблю!» – в Сети или на бумаге. По их мнению, поиск информации в книгах, хождение в библиотеку, на почту за конвертом, ожидание письма – для цифрового поколения чистая потеря времени…

Бесспорно, что Интернет позволяет намного быстрее бежать по жизни, быть на порядок информированнее того, кто «прозябает» над традиционной книгой или толстым журналом. И знает многое, но о немногом – по сравнению с «интернетным» человеком, который знает обо всём, но так бегло и поверхностно, что это «всё», с точки зрения эрудита, превращается в «ничто».

В плане познания жизни «виртуальщика» и «реалиста» можно сравнить с бегуном и альпинистом. Первый мчится, и окружающий мир, в виде информации о нём, только  мелькает перед глазами: «Летят деревни и сады, летят дома, соборы, равнины, реки и пруды, леса, долины, горы…» (Г. Бюргер, «Ленора»). Альпинист же поднимается в гору, пейзаж меняется крайне медленно… Но почему он так завораживает? Почему альпинист рискует здоровьем и жизнью, почему для него: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал» (В. Высоцкий)?

Ох, как много иной успеет пробежать, объехать, облететь, пока другой упорно штурмует Эверест или любуется неисчерпаемыми оттенками и полутонами моря, подолгу оставаясь на одном берегу, вникая, как писал Г. Гайда, «в ропот деревьев и рокот морей, в грохот горных лавин…» Так что же лучше? Бежать или восходить?

Что лучше – посетить службу в церкви, помолиться у люби- мой иконы, помедитировать, позаниматься цигуном, в общем, побыть с собой и Господом, или же пообщаться за это время со множеством приятелей в Сети, пробежать кучу новостей, успеть сыграть в покер и другие игры (в общем, совершить массу «неотложных»  дел!)?..

Кто-то, конечно, умудрится успеть и то и другое. Поэтому не будем гадать, что лучше. Нужны и «бегуны», и «альпинисты». Но вся беда в том, что компьютеры наступают такой густой сетью, перегораживая реку жизни от поверхности и до самого дна, что непохожих, сохраняющих свою «альпинистскую» стать, скоро может не остаться вовсе. Ведь редких, нетипичных людей, к со- жалению, не заносят в Красную книгу. Их непохожесть на других безжалостно истребляют с раннего детства мелкоячеистыми электронно-браконьерскими  сетями.

Бьются с этой беспощадной Сетью последние «из могикан», пытаясь пробить её рукописями стихов и прозы, как правило, «деревенской», а также письмами, телеграммами, открытками да и простыми записками на клочке обыкновенной бумаги.

Не умирайте же, две тысячи лет прожившие письма, простые ручки и чернила. Вы ещё так нужны!

Ведь письмо с его, на первый взгляд, рутинным, неторопливым ритуалом, нешуточным ожиданием ответа позволяет человеку глубже осмыслить и прочувствовать происходящее, успеть не спеша взойти на свой духовный «Эверест». И так во всём. Хочешь в мыслях, в чувствах, да и в страсти подняться выше – не торопись, не разбрасывайся, сосредоточься на одном. Хочешь быть победителем игры «Что, где, когда?», то есть «знатоком», как правило, поверхностным? Тренируйся, «бегай» целыми днями по фактам, событиям, новостям, но поймёшь ли при этом, что на- стоящие мысль и чувство, как живое существо, вынашиваются тем дольше и старательнее, чем они сложнее и совершеннее…

Возможно ли представить гениальных Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.С. Пушкина часами просиживающими в Интернете? А их персонажей? Какой бы накал страстей был у Дмитрия Карамазова, Татьяны Лариной, Евгения Онегина, если бы человеческие чувства не захватывали их целиком, если бы наши любимые литературные герои общались в «АйСи-Кью» или в «Одноклассниках», а не вынашивали чувства в своей душе и не лелеяли их, как малых детей.

Выплеснутое зарождающееся чувство или мысль подобны несчастному выкидышу, который уже никогда не сможет дозреть…

Повивальной бабкой человеческих чувств является классическая литература. Но из года в год не без давления отвлекающей и развлекающей электроники идёт упрощение образования, особенно его практической и гуманитарной составляющих. Уже почти не учат стихи, резко сокращено количество авторов и произведений. В новой программе нет даже Гоголя с его истинно русскими типажами в «Мёртвых душах», патриотическим «Тарасом  Бульбой», завораживающим  украинским колоритом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Исчезают из  учебников «Евгений Онегин», басни Крылова и т.д. На смену гомо сапиенс идёт безнациональный «гомо глобалис». Высокая русская классика ему противопоказана.

Три года назад я написал стихотворение, которое уже приводил выше, но частично повторю и здесь:

Мы с вожделением грызём,

Как в басне, корни у культуры.

Могуч был дуб, но мы дожмём –

Крылов писал свинью с натуры.

Поэтов русских наизусть

Учили в годы коммунизма,

А нынче, вынув душу, Русь

Хоронят слуги глобализма…

Теперь можно добавить, что и внедряемая ныне система образования вкупе с компьютеризацией отбирает у современного ребёнка не только национальность, но и характер.