Культура и искусство

Анонс-рецензия на спектакль М.Фейгина. Пьеса «Танцы на празднике урожая» Б.Фрила.

Сентябрь 22
02:18 2007
«О, где же вы, дни любви…»

 

«Ты должен быть счастлив!» — заклинают семилетнего племянника тетушки, — «Должен быть счастлив!» Они плачут. В захолустном ирландском городке Беллибег  пять сестер воспитывают незаконного сына от младшей. Говорят между собой о долге и человеческой вере. Во дворе монотонно стучит погремушкой рехнувшийся после возвращения из Африки их старший брат-миссионер. Поговорив о долге, сестры обсуждают нравственность. С каждым годом в городке становится все сложнее найти работу. Оставив в покое «вечные вопросы» женщины принимаются вспоминать молодость. Господи, но ведь жизнь-то проходит! «Отгадайте загадку, — просит сестричка Мегги, — Вот если бы у меня был выбор: сигарета или мужчина — вдовец, пятидесяти двух лет, лысый, с огромным животом… Как вы думаете, что бы я выбрала?» — делает паузу – «Да, конечно, мужчину!». Сестры  отворачиваются, ответ был ясен. Только у младшей из них есть сын. Правда отец ребенка давно куда-то пропал, ходит слух — преподает в Дублине бальные танцы. Плюс к тому, перед этим он еще, похоже, переспал с сестрицей  Агнес, ну да что ворошить?! Теперь все одинаково ни с чем. Семилетний Майкл, и любимый (единственный ребенок в семье), и ненавидимый (об отце напоминает), бродит тенью по дому. Прячется в кустах, подслушивает женские истории, грезы, сбыться которым не суждено. Когда вырастет, он напишет о тетушках книгу.

 

8-го октября 2007-го года выпускники РАТИ-ГИТИС на малой сцене театра Эрмитаж представят дипломную работу – спектакль «Танцы на празднике урожая». Ирландского драматурга Брайена Фрила на российских подмостках ставят не часто (шесть лет назад эту пьесу показывал театр Петра Фоменко). В октябре зритель получает редкую возможность вновь увидеть знаменитое произведение. Нынешнюю постановку осуществил  известный московский режиссер Михаил Фейгин.  

 

Пьеса воспоминаний поставлена так, словно и в самом деле эта история  с трудом «вспоминается». Тусклое освещение, заикающаяся музыка, непоследовательное (рассказчик часто предвосхищает) развитие сюжета. И даже юный возраст артисток, намного не соответствующий их сценическому,  представляется режиссерской задумкой. Тетушки-сестрички (по пьесе старшей из них 41) выглядят так, какими  однажды запомнились сами себе: красивые, веселые и молодые.

 

За городом разухабисто шумят танцы на празднике урожая. Но мыслимо ли праведным христианам, «а уж тем более католикам» так развлекаться?! Зачем туда идти? Ведь когда-то именно там с будущим отцом Майкла познакомилась младшая из сестер, и что хорошего вышло? Где он, отец? В шутку назвав радиоприемник именем кельтского бога света Ло (в русской версии — Луг), девушки отплясывают вокруг него, так и не выйдя из дома. А тут еще дядюшка-миссионер, навсегда завороженный африканскими нравами, вдохновенно рассказывает о сказочном местечке, где жители поклоняются богине плодородия и пляшут, пляшут, пляшут… Язычники, туземцы не разделяют жизнь на светскую и духовную. Они просто живут и танцуют. Просто живут. Земля обетованная, недостижимые «славные Петушки». А здесь безвозвратно уходящая, упущенная жизнь, несбывшиеся мечты,  не пришедшая любовь и только вера  в то, что «небо в алмазах» когда-нибудь предстанет пред глазами. Вот только грустно, не все до этого доживут.