Экономика

«Аэрофлот» готов создать в России низкобюджетную авиакомпанию

Октябрь 31
05:38 2012

«Аэрофлот» готов создать в России низкобюджетную авиакомпанию


Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в пятницу побывал у президента Владимира Путина и заявил, что готов создать низкобюджетную авиакомпанию за полгода-год. Но для этого, предупредил Савельев Путина, нужно принять поправки в Воздушный кодекс и авиационные правила: снять запрет на невозвратные билеты, наем иностранных пилотов, взимание платы за багаж весом до 10 кг, отменить требование кормить пассажиров на рейсе, пишут «Ведомости».


Создаваться лоукостер будет на базе сертификата одной из «дочек» «Аэрофлота», сообщил Савельев «Ведомостям».

С большой долей вероятности это будет «Донавиа», знает человек, близкий к авиакомпании, но не исключено, что «Россия», а базироваться лоукостер будет на одном из подмосковных аэропортов. Маршрутная сеть через пять лет после запуска проекта достигнет 25-30 городов-миллионников, обещает он: столько региональных аэропортов способны принимать новую технику. Лоукостеру понадобится примерно 20 новых самолетов, заключает он.

«Чтобы проект заработал, необходима новая среднемагистральная техника, которая могла бы максимально эффективно и жестко эксплуатироваться: лоукостер – это минимальное время разворота и в разы большее количество летных часов на каждый самолет», — подтверждает Савельев: рассматриваются Boeing-737 и Airbus-320.

О базовом аэропорте говорить преждевременно, считает Савельев: это могут быть второстепенные аэропорты вблизи Москвы («Кубинка», «Раменское», «Быково», «Чкаловский»), может быть и «Шереметьево». Это не аэропорт с заоблачным сервисом, продолжает он: должен быть лишь необходимый набор услуг по привлекательной цене. Задача «дочки»-лоукостера – привлечь тех, кто не летает «Аэрофлотом» и готов к экономии на багаже, питании и др., заключает Савельев.

Бизнес лоукостера построен на больших объемах перевозок, поэтому необходимо обеспечить хорошую доступность аэропорта, и логистика — одна из главных тем переговоров с базовыми аэропортами.

Губернатору Московской области Сергею Шойгу уже представили варианты развития Московского авиаузла: рабочая группа Минтранса рассматривает 14 гражданских аэродромов и 22 военных и специализированных аэродрома, в том числе «Раменское» и «Чкаловский». Минтранс также подготовил законопроекты о привлечении иностранных пилотов и о продаже билетов по невозвратным тарифам.

Бюджетную компанию для внутрироссийских авиаперевозок собираются создать WizzAir в партнерстве с группой инвесторов, которых представляет Дмитрий Черняк (один из идеологов «Авиановы»). Успешный стартап лоукостера стоит $60-$100 млн, у «Авиановы» должно было быть $65 млн, но вышло дороже на $10-15 млн, вспоминает он, в том числе из-за пошлин на самолеты. У WizzAir и «Аэрофлота» выйдет дешевле: у них есть инфраструктура, говорит он. В США, где лоукостеры очень развиты, на каждого жителя приходится по 2 рейса в год, в России — 0,3. Без лоукостеров полноценного авиарынка в России не будет, уверен Черняк.

Напомним, что ранее советник президента РФ и экс-министр транспорта Игорь Левитин заявил, что цены на авиабилеты в направлении Дальнего Востока могут упасть за счет господдержки аэродромной инфраструктуры.

Уменьшить цену на авиабилеты Москва Владивосток поможет новый терминал, построенный в аэропорту города к саммиту АТЭС. С введением в эксплуатацию этого нового терминала, по мнению Левитина, объем перевозок и количество авиакомпаний должен увеличится.

Напомним также, что в Федеральной Антимонопольной Службе заявили, что разработали комплекс мер по снижению стоимости авиабилетов в России. Одно из предложений ФАС состоит в развитии региональной и местной авиации. В частности, в ведомстве предлагают отменить пошлину на воздушные суда вместимостью менее 50 посадочных мест, которые не производятся в России.

В РФ отсутствуют отечественные суда соответствующей вместимости, затруднен ввоз необходимых зарубежных воздушных судов. В результате на региональных авиалиниях летают самолеты большей вместимости, которые не могут обеспечить полную загрузку, как, впрочем, и нужную частоту авиасообщений. Поэтому они вынуждены летать либо редко, либо через Москву. И, конечно, стоимость таких перелетов очень высокая. Поэтому необходимо широкое внедрение воздушных судов малой вместимости.

Необходимо и развитие сети региональных и местных аэропортов. В ФАС предлагают провести инвентаризацию всех аэропортов, которые были выведены из оборота на предмет возможности возврата их в сеть воздушного сообщения. Антимонопольщики считают, что нужно увеличить количество аэропортов не менее чем в два раза, чтобы расширить возможности для пассажиров посещать все или большинство населенных пунктов страны.

Также в ФАС предлагают одновременно существенно снизить расходы аэропортов. Сейчас тарифы региональных и местных аэропортов в два, в четыре раза выше, чем в крупных аэропортах. Это происходит в том числе и потому, что сейчас выставляются одинаковые сертификационные требования как к крупным, так и мелким аэропортам. Они и для крупных-то аэропортов обременительные, а для мелких и вовсе неподъемные. Поэтому следует упрощать систему сертификации, упрощать и вводить современные нормы проектирования, строительства и модернизации аэропортов. Это позволит снизить расходы авиакомпаний в региональных и местных аэропортах. Это, в свою очередь, даст импульс для выхода на эти маршруты новых авиакомпаний и развитию конкуренции по стоимости билетов. А также расширению и увеличению пассажиропотока.